Историко-этнографический музей-заповедник "Шушенское" - уникальный комплекс под открытым небом. Это исторически сложившаяся центральная часть сибирского села конца XIX - начала XX веков. Ежегодно музей принимает свыше 250 тысяч посетителей. Добро пожаловать в музей-заповедник «Шушенское»!

Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Так с давних времён на Руси называли такой необходимый предмет обихода – скатерть.


С детства мы помним сказки про скатерть-самобранку, которая по первому требованию может накормить своего хозяина, и былины: «Садились за столы белодубовые, за скатерти браные».

«Скатертью дорожка», – говорим с иронией, но изначально эти слова были пожеланием хорошей дороги путнику, чтобы была она такой же ровной и гладкой, как скатерть.

Гости музея-заповедника «Шушенское» всегда обращают внимание на разнообразие и красоту скатертей, покрывающих столы.

Каких их только не было в крестьянской избе: фабричные, вязаные, домотканые, филейные! Последние особенно притягивают взоры необычностью изготовления, красотой узоров и яркостью красок.

Филейная вышивка – старинное ремесло. Основа скатерти – сетка, которую мастерицы вязали по типу рыбачьей сети, а затем иглой льняными, шёлковыми, шерстяными нитками вышивались узоры: цветы, фигуры животных, а то и приглашение к столу: «Милости вашей кушанья – хлеб да соль».

 

Особенно красиво смотрится филейка, если положена на кипенно-белую домотканую льняную скатерть, на изготовление которой у крестьянки уходило более полугода: от выращивания и обработки льна, до тканья на кроснах. Русская народная загадка: «Топили, колотили, трепали, мяли и на стол клали», – отражает весь непростой технологический процесс изготовления домотканого столешника.

Сколько рисунков узорного тканья хранили в голове неграмотные крестьянки, сколько  труда, фантазии и любви  вкладывали в каждое изделие!

Скатерти наряду с полотенцами и холстами входила в состав приданого, которое невеста должна была приготовить собственноручно, а их количество на свадебном столе доходило до семи, вот и старалась каждая девушка показать своё умение.

Использовали скатерти и в аграрной обрядности, в книге «Живописная Россия», изданной в конце ХIХ века под редакцией  П.П. Семёнова-Тян-Шанского, читаем: «Отправляясь в первый раз сеять, крестьянин молится, но перед молитвою все домашние садятся за стол, который покрывается скатертью, и на него ставятся хлеб и соль».

В домах побогаче в позапрошлом веке использовали и покупные изделия, поэтому в фондах музея-заповедника хранятся фабричные скатерти: со словами гимна Российской империи «Боже, царя храни!», с евангельскими сюжетами (принадлежала эта скатерть Анатолию Александровичу Ванееву, отбывавшему ссылку в селе Ермаковском), с различными фантазийными узорами.

А как хороши скатерти и салфетки, связанные крючком и спицами из льняных, конопляных, хлопчатобумажных ниток! Разнообразные геометрические и растительные орнаменты используют в своих работах рукодельницы и в наше время.

В «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даль даёт пояснение слову скатерть: «Скатерть – плат, ширинка, которой покрывают стол, трапезу». Для русского человека скатерть – не только украшение интерьера, она была и остаётся символом щедрости русской души, благополучия и достатка в доме.

Коллекция скатертей музея-заповедника «Шушенское» насчитывает более 500 предметов. Это изделия не только конца XIX столетия, но и «современной старины» (1950-1960-х гг.) Трудно перечислить всех дарителей, сформировавших этот фонд. Надеемся, что их список будет увеличиваться.

Т.В. Галенковская, старший научный сотрудник

отдела фондов


( 1 Vote )
Интересная статья? Поделись ей с другими: